Сейчас множество людей стали предпочитать свободную занятость — фриланс — офисной работе. Собственный график, плавающие выходные, возможность самому выбирать заказы — это далеко не единственные плюсы фриланса. Тем не менее свободная занятость все равно предполагает отношения «исполнитель — заказчик». Мы расскажем, как правильно составлять договоры на фрилансе, чтобы минимизировать все возможные риски.
Зачем нужен
Это защита ваших денег. Правильно составленный договор в случае обмана поможет вам выиграть судебный процесс и получить ваши честно заработанные средства. Да и вообще, если между вами и заказчиком есть договор, то риск обмана существенно уменьшается: никому не хочется предстать перед судом.
Кроме того, в нем можно прописать различные нюансы. Например, сроки вашего дедлайна (важно для заказчика) или сроки ответа на ваш заказ и выплаты денег (важно для вас). А еще он поможет защитить авторские права, спасет вас от налоговой и необоснованных претензий банка.
Какими бывают
Часто бывает, что заказчику лень составлять договор и разбираться во всех тонкостях. В таких случаях рекомендуем вам составить собственный стандартный договор, в котором вы будете в зависимости от заказа изменять условия.
Договоры бывают нескольких типов. Первый — договор подряда. В этом случае заказчик предполагает конкретный результат. Это может быть статья, сайт или что-то еще.
Второй — договор на оказание услуг. К нему относится вся деятельность, результат которой сложно измерить. Например, если вам просят посидеть с ребенком или мотивировать кого-то заниматься спортом. По договору подряда можно взыскать упущенную выгоду, по договору оказания услуг — только ваши потраченные средства (если они, конечно, были).
Существует также временный трудовой договор. Он заключается в том случае, если предполагаются какие-то трудовые обязанности.
Агентский договор — удобен для настройки рекламы или посреднических услуг. Обычно его заключают, когда на ваш счет приходит не только ваш доход, но и, например, рекламный бюджет.
Последний тип — договор авторского заказа. Если вам заказали статью, логотип или сайт, то составляют именно его. Заключать его можно только с отдельным человеком, но не с компанией.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Типичные ошибки при работе с блогерами
Как подписать
Для подписания не обязательно ваше личное присутствие. Можно отправить подписанный договор по почте или воспользоваться электронной подписью.
Для однотипных контрактов удобно использовать договор-оферта. Вы составляете свой собственный (возможно типовой) договор, другая сторона же может акцептовать оферту, то есть принять ваши условия. Это можно сделать по-разному. Например, произвести предоплату или отправить свои реквизиты. Главное прописать способ согласия в оферте.
Однако этот способ не подходит, если заказ с какими-то особенностями, в нем может быть много правок.
Самое главное при подписании любых договоров (особенно составленных не вами) — внимательно их читать. Так вы сможете минимизировать количество подводных камней.
Понравилась статья? Сделайте репост — поделитесь с друзьями!