Меню
в разделе

Ожесточенные дебаты немцев о шрифтах

Не секрет, что все ненавидят шрифт Comic Sans. Хотя бы просто потому, что его невозможно воспринимать всерьез. Об этом явственно свидетельствует случай, когда презентация об открытии бозона Хиггса была сделана Comic Sans-ом. Тогда именно это привлекло наибольшее внимание. Неудачный выбор шрифта обсуждали гораздо больше, чем само открытие… Однако споры о Comic Sans – не первый случай, когда из-за шрифтов велись настоящие войны. На рубеже XIX и XX веков Германия стояла перед очень важным выбором, и шрифт там играл далеко не последнюю роль.

Когда рукописные документы уступили место печатным, многие из самых ранних шрифтов повторяли уже хорошо знакомую всем манеру письма. Начиная с 12 века, монахи и книжники использовали шрифты, которые мы знаем до сих пор. Первоначально печатники (включая самого Гутенберга) имитировали рукописный шрифт типов Gothic и Black Letter. Со временем, однако, начали набирать популярность совсем другие шрифты. Печатники стали вдохновляться древнеримскими надписями. Латинский стиль шрифта, получивший название «антиква» (Antiqua), стал очень распространен.

Старый шрифт Black Letter начал ассоциироваться с чем-то старомодным – слишком старомодным, чтобы восприниматься серьезно. Никто больше не хотел читать Шекспира в ранних изданиях… Однако для Германии была очень важна национальная идентичность. Поэтому то, что воспринималось на ура в остальном мире, немцев явно не устраивало.

Немецкие националисты выступали против книг, напечатанных шрифтом Antiqua, считая, что они попросту не немецкие. Отто фон Бисмарк официально заявил: «Я не собираюсь читать немецкие книги с латинскими буквами». Готический шрифт Fraktur был единственным подходящим вариантом для немецких произведений. Созданный императором Максимилианом I на рубеже 16-го века, он казался националистам явно лучше «Антиквы».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Самые безупречные логотипы учебных заведений

Призыв печатать немецкие книги немецким шрифтом был подхвачен сторонниками арийского превосходства, которые ратовали за распространение своей родной культуры и сопротивление всему другому. Шрифты Black Letter, Fraktur и Schwabacher все еще используются в неонацистской пропаганде и соответствующих татуировках.

Некоторые из сторонников сохранения старого шрифта утверждали, что он не только более «немецкий», но и более читабельный, полезный для глаз и здоровья в целом, а также удобный для печатников. Кроме этого, они говорили, что он обязательно станет шрифтом №1 в мире, как только немцы избавятся от чумы, распространяемой по всей Европе евреями (которым, к слову, этот шрифт использовать запретили).

Большинство немецких националистов разделяли эту идею, за одним большим исключением: Гитлер. В 1934 году он выступил против старонемецкого шрифта, назвав его совершенно неуместным для своей эпохи. Он хотел основать новый режим «стали и железа, стекла и бетона», а шрифт Fraktur был слишком старомоден и сложен для обучения и распространения. Тем не менее он был так популярен, что большая часть ранней нацистской пропаганды и рекламы все еще была напечатана им.

Когда Гитлер официально пришел к власти, он напрямую запретил использование Fraktur и производных от него шрифтов. Чтобы окончательно убедить всех перестать их использовать, он начал распространять миф о том, что шрифты типа Gothic и Black Letter – никакая не «ода немецкому превосходству», а продукт тайного типографского заговора самых первых в мире печатников – евреев.

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями – сделай репост!

Добавить комментарий

Exit mobile version