в разделе

Французское искусство времен Людовика XIV

Вследствие обнищания Рима и упадка итальянских городских республик и папской курии Франция стала центром искусств, а Париж и Версаль – их новыми столицами. Только двор мог мобилизовать ресурсы и оказать покровительство, необходимое для массового развития искусств, как это было предусмотрено итальянскими городами до Тридцатилетней войны.


Кольбер сделал короля главным покровителем искусств и королевской академией, которая контролировалась Кольбером, главными законодателем вкуса. Государство организовало изготовление предметов искусства как неотъемлемую часть системы абсолютизма, которая пронизывала все сферы общества и пыталась регулировать все сверху. Во Франции культура барокко стала почти прерогативой двора, который заложил принципы искусства.
Как и правительство государства, искусство должно быть единообразным, точным и ясным; оно должно управляться обязательными правилами; отдельный художник, как и любой другой член общества, не должен иметь никакой свободы, но должен служить государству и подчиняться его правилам.

Обязанностью искусства было прославление Людовика XIV, и академиям было поручено выполнение этой задачи. Художник Лебрен был назначен директором Королевской академии живописи и скульптуры, а также Академии Франции в Риме, премьером Королевского театра и руководителем гобеленовых работ, где он развивал огромную деятельность. Он руководил исполнением всех их производственных планов и многие из них разрабатывал сам. В их мастерских изготавливались украшения и статуи для королевских дворцов и садов. Там Версальское искусство развивалось на основе авторитарных правил и принципов Лебрена.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Общая картина Франции времен Людовика XIV

Таким образом, было четко установлено первенство государства, и французская культура стала Девой французского абсолютизма. Неисчислимые большие бюсты, статуи, рельефы и картины исходили из мастерских и были заказаны государством для распространения славы короля.

Диктатура Королевских академий, ставшая образцом подобных академий во многих европейских странах, оказала еще более неблагоприятное влияние. Лебрен был превосходным мастером, но вкус Людовика XIV был скучным и однообразным. Примеры нашего века слишком ярко показывают, что искусство нельзя выстраивать, как армию, без катастрофических последствий.


Однако именно в области литературы Франция прежде всего проявила свой истинный гений в этот период. Ни одна другая страна не может похвастаться таким количеством блестящих имен, как Мольер, Расини, Лафонтен, Паскаль, Буало и Ларошфуко за такой короткий период. Многие, но далеко не все из них, обязаны своим быстрым успехом осуществлению королевского покровительства.


Действительно, Людовик XIV оказал гораздо более благотворное влияние на литературу, чем на искусство и архитектуру, где его ярко выраженный вкус к грандиозности и колоссу имел весьма плачевные результаты, именно потому, что он настолько поразил современников и задал стандарт официальному искусству столь многих европейских стран. Тем не менее, остается верным, что под его покровительством и контролем процветали искусство и литература, и что Франция стала ведущей страной не только в военной области.

Понравилась статья? Сделайте репост, чтобы поделиться ею с друзьями!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как изменилась Европа после Вестфальского мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Джордж Карлин

Актеры, которые терпеть не могут друг друга

Самые длинные мосты

Уникальные мосты планеты