Меню
в разделе ,

Крупномасштабная операция по спасению древнеегипетского комплекса

Величие древнеегипетских архитектурных сооружений поистине восхищает. Многие из них простояли, засыпанные песком, не одно тысячелетие. Поражает не только умение работников обращаться с камнем, но и грандиозность замыслов, воплощенных в жизнь благодаря уму и знаниям древних инженеров.

Один из великих памятников истории Египта – храмовый комплекс Абу-Симбел. Гора, расположенная в одной из долин Нила, с незапамятных времен считалась у египтян священной. Из ее камня Рамсес II приказал высечь два храмовых комплекса, объединенных в один.

Название горе, как и сооружению, дали проплывавшие по Нилу арабские моряки. С их суден был виден один барельеф фараона. Для них он, одетый в ниспадающий «фартук» – часть одежды правителя Египта – олицетворял бога хлеба, потому и получил имя Абу-Симбел – «отец хлеба».

В начале XIX века, в период интереса к древней истории, швейцарский исследователь Буркхардт, притворившись арабом, исследующим Нил, отправился в путешествие по реке. Остановившись после третьих порогов, он заметил выдающиеся из песков четыре мощных головы с отличительными признаками фараонов. Местные проводники не могли дать ответ, что это за сокрытые скульптуры.

Сообщив в Европе о находке, он подтолкнул одного из «копателей» по имени Бельцони отправиться на поиски тамошних сокровищ. Была собрана целая экспедиция, обнаружившая под грудой песка великолепный храмовый комплекс. Его величие и необыкновенная красота настолько поразили Бельцони, что он не был разочарован отсутствием драгоценностей.

История постройки относится к XIII веку до нашей эры. По велению Рамсеса II в скале из песчаника были вырублены два храма: один, более крупный – для самого фараона, второй – поменьше – для его жены Нефертари. О принадлежности Большого  и Малого храмов свидетельствуют надписи на колоннах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Аркаим: загадочная цивилизация бронзового века

Перед главным храмом возвышаются четыре статуи, по две с обеих сторон от входа. Высота каждой  скульптуры – 20 метров. Персонажи, один  из которых, несомненно, Рамсес, восседают на тронах. У ног фараона – его жена, изображенная в скульптуре меньшего размера. Под ногами правителя расположены поверженные им враги. Современных ученых поражает, с какой точностью соблюдены размеры и пропорции статуй.

Большой храм состоит из 14 залов, вырубленных в песчанике. По стенам выдолблены заслуги и достижения фараона. В Малом храме насчитывается 5 залов. Они выполнены в более изящной манере, присущей женственному стилю.

В центре храма Рамсеса на расстоянии 65 метров от входа в нише находятся 4 скульптуры: боги Амон и Ра, бог Птаха и самого Рамсеса. Каждый день восходящее солнце освещает по очереди каждую из статуй, задерживаясь дольше других (до 12 минут) на облике фараона. Лучи попадают на всех, роме Птаха – он всегда остается в тени. Так было задумано древними архитекторами.

Надо сказать, после перенесения комплекса, описанный выше эффект удалось сохранить. Настолько бережно работали современные технологи над спасением уникального сооружения.

Переносить памятник пришлось в связи со строительством Асуанского гидрокомплекса. Всей горе суждено было быть затопленной после введения гидростанции. Чтобы не дать погибнуть историческому великолепию, в 1959 году было решено храмы (Большой и Малый) разрезать на множество частей и перенести дальше и выше по Нилу, собрав их затем как конструктор.

Предварительно изучались составы грунта, делались основательные замеры. Вся постройка была закрыта специальными лесами. Блоки, на которые разделили сооружение, имели вес 5-20 тонн. Их количество составило более 1030 штук. В проекте, придуманном шведскими учеными, приняли участие 65 стран, потратив 42 миллиона долларов.

Сегодня памятник древнеегипетского зодчества сохранен и доступен для посетителей.

Понравилась статья? Сделайте репост, чтобы поделиться ею с друзьями!

Добавить комментарий

Exit mobile version