В эпоху великих морских путешествий мир подвергся переделке со стороны держав, имеющих развитый военный и торговый флот. Одними из первых протянули руки к «ничейном» частям света Испания и Португалия. Не отставали от них Голландия, Франция и Англия. В России на тот момент не было не то чтобы солидного, а вообще флота. Ей приходилось довольствоваться лишь обретением соседних земель. По большому счету, она оставалась стоять осторонь от всеобщего раздела мира. Но только до Петра I.
Жажда «подтянуть» родную страну до европейского уровня заставила российского царя коренным образом изменить ситуацию в мореплавании. Важнейшим его достижением стало развитие кораблестроения. Вместе с ростом и развитием корабельного дела возрастали и амбициозные колониальные интересы Петра. Но к его царствованию практически вся территория, куда смогли добраться «ушлые» зарубежные правители, была распределена. Единственное место, на которое еще можно было претендовать – это остров около африканского континента – Мадагаскар.
Нельзя сказать, что это была ничейная земля: «хозяевами» там считались французы. Однако они убрались с острова в 1670 году после вооруженного восстания. Вся власть досталась пиратам, облюбовавшим остров на путях к Индии. Постепенно Мадагаскар превратился в королевство авторитетных корсаров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Зимние холода и исход военных кампаний
На Мадагаскар положили было глаз шведы. Но участие в северной войне, которую они проиграли, опустошило казну. Поход в южные воды мог бы принести доход, но на снаряжение флота не было денег. Проект заглох, не начавшись. Замкнутый круг решил разорвать Даниэля Вильстер – адмирал шведского морского флота. Он покинул страну и прибыл в Петербург к русскому царю по «неотлагательному делу государственной важности». Петр I внимательно выслушал Вильстера и загорелся идеей присоединения Мадагаскара.
Процесс подготовки операции проходил в строжайшем секрете. Документы шифровались, места не указывались – боялись разглашения среди иноземцев, которыми были заполнены правительственные отделы и коллегии. Работали над проектом по «Следованию в назначенное место». Самого адмирала поселили в изоляции от всех чиновников, приспешников, друзей.
Было построено два фрегата. Руководителем назначен Вильстер, он же имел письмо от Петра I с предложением договориться с пиратами о сотрудничестве. Если же буде встречено сопротивление, разгромить пиратские отряды вместе с местами их пребывания. Маршрут решено было проложить в обход Британии – не через Ла-Манш. Приходилось маскировать военные пушечные корабли под торговые, что достаточно сложно. Выход двух фрегатов состоялся в декабре 1723 года. Однако путь их бесславно закончился еще у Датских островов. Один корабль стал протекать, другой не устойчиво держался на волнах. Экспедиция вынуждена была вернуться домой. Петр стал готовить новый проект, но не успел его осуществить, так и не добравшись до Черного континента.
Понравилась статья? Сделайте репост, чтобы поделиться ею с друзьями!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Первые славянские крепости