В средние века рукописи писали писцы, которые должны были копировать их вручную, слово в слово. Это был тяжелый, изматывающий труд – ведь рукописи зачастую были огромными. Появление печатного станка серьезно облегчило эту задачу. Появилось множество различных способов печати, которые использовались для создания и иллюстрации ранних текстов. Те, кто разбирается в этом вопросе, могут запросто отличить один от другого.
Во-первых, существовало два основных способа воспроизведения изображений в текстах. Рельефная (высокая) печать – самый известный из них. По сути, это тиснение: фон изображения вырезается, остальная часть подкрашивается, и изображение наносится на страницу.
Рельефная печать – собирательный термин для гравюр на дереве и оттисков на металлических пластинах. Один из главных ее признаков – затенение изображений. Обычно оно делалось сплошными линиями, а не перекрестными штрихами, которые можно увидеть на гравюрах, отпечатанных другими способами.
Интаглио (intaglio), или глубокая печать – полная противоположность рельефной. Этот термин происходит от итальянского слова intagliare, означающего «вырезать». Печатные пластины для этого способа делались, как правило, из металлических листов. Те части иллюстрации, которые печатник хотел показать на странице, вырезались. Получившиеся канавки затем заполнялись чернилами, фоновая поверхность очищалась, и пластину прижимали к странице.
Для создания изображения требовалось достаточно сильное давление. Оно оставляло заметные следы (в отличие от рельефной печати). Иногда на страницах, где находятся иллюстрации, по-прежнему имеются ярко выраженные углубления.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Что делает книгу настоящей классикой?
Иногда возраст документа можно определить по печатным меткам. Более современные метки находятся гораздо ближе к самому изображению – настолько, что их легко принять за часть рисунка.
Также можно определить разницу между типами методов глубокой печати и даже способ изготовления пластин. Некоторые из методов заключались в вырезании канавок каким-либо инструментом, в то время как другие выжигали углубления кислотой.
Еще один метод – метод «мягкой грунтовки». Внимательный наблюдатель обязательно заметит его. При этом способе пластины покрываются гибким материалом. Он позволяет создавать впечатление естественных текстур, таких как растения или ткань. Его использовали для придания напечатанному рельефного, текстурного эффекта.
Изображения, сделанные путем вытравливания – пропускания изображения через вещество, устойчивое к кислоте, в которую погрузят пластину после этого – получаются менее четкими, чем гравированные.
Часто пластины изготавливались с использованием сразу нескольких методов. Это помогало создавать на иллюстрациях разные сочетания текстур и изображений, которые по мере развития технологий становились все более сложными.
Но есть два подвида печати, различить которые совершенно невозможно. Это печать на медных и стальных пластинах. Их результаты выглядят совершенно одинаково, поэтому отличить их друг от друга поможет только дата – стальные пластины стали использоваться не раньше, чем в 1820-х годах.
Понравилась статья? Поделись ею с друзьями – сделай репост!