Сенсорная депривация — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. Если во время секса вы завязываете друг другу глаза, это тоже отчасти сенсорная депривация. Не видя своего партнёра, вы можете сконцентрироваться на тактильных ощущениях и, возможно, открыть для себя что-то новое. Если вы закроете глаза и заткнёте нос, а кто-то вам даст ложку корицы, то хрена с два вы угадаете, что во рту у вас именно она. Это тоже отчасти сенсорная депривация. Но что будет, если лишить мозг вообще всех источников информации?
Этим же вопросом в 1954 году задался доктор Джон Лилли и решил экспериментально проверить, что же собственно будет с мозгом в отсутствии внешних раздражителей, когда перестает поступать информация по вестибулярному, слуховому, зрительному, тактильному и прочим каналам. Многие в то время считали, что человек сойдет с ума, либо мозг его «выключится», якобы для его функционирования необходим внешний поток информации.
Первую камеру сенсорной депривации он соорудил в Национальном институте психического здоровья в городе Бефесда, штат Мэриленд, США. Это был звуко- и светонепроницаемый бак, заполненный раствором английской соли (гептагидрат сульфата магния) высокой плотности, температура которого соответствует температуре человеческого тела. Помещённый в бак человек оказывается как бы в невесомости. При этом ничего не видит, не слышит, не чувствует запаха, вкуса (если воду не сосёт), не чувствует температурного дисбаланса и не соприкасается ни с чем.
Короткие периоды нахождения в этом отрезанном от мира состоянии оказывают расслабляющее воздействие на человека. Мозг отдыхает от постоянного потока информации. Но если провести наедине с самим собой чуть больше времени, начинается самое интересное. Через какое-то время мозг начинает компенсировать недостаток внешней информации с помощью галлюцинаций. Зрительных, слуховых или другого рода. В зависимости от того, сколько тараканов живёт в вашей голове, вы можете испытать апатию, беспокойство, депрессию, которые будут сменяться радостной эйфорией или раздражительностью. Вас могут посетить какие-то творческие озарения.
Американский физик Ричард Филлипс Фейнман в своей книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» так описывал свой опыт сенсорной депривации в камере доктора Лилли:
Я подумал, что испробовал бы все, что угодно, чтобы получить галлюцинацию, и отправился в емкость. На каком-то этапе игры я внезапно осознал – это сложно объяснить, – что я сдвинулся на дюйм в сторону. Другими словами, мое дыхание, вдох и выдох, вдох и выдох, происходит не в центре: мое эго слегка сдвинулось в одну сторону, примерно на дюйм.
Я подумал: «А где же на самом деле находится эго? Я знаю, что все считают, что мышление происходит в мозге, но откуда они это знают?» Я уже читал о том, что это не казалось людям столь очевидным, пока не было проведено множество психологических исследований. Греки, например, считали, что мышление происходит в печени. Тогда я подумал: «Возможно ли, что дети узнают, где находится эго, видя, как взрослые прикасаются рукой к голове, когда говорят: «Дайте мне подумать»? А потому мысль о том, что эго находится именно там, может быть лишь традицией!» Я осознал, что если смог сдвинуть свое эго на один дюйм в сторону, то смогу сдвинуть его и дальше. Вот это и стало началом галлюцинаций.
Я попробовал и через некоторое время спустил свое эго через шею к середине груди. Когда упала капля воды и ударила меня по плечу, я почувствовал ее «прямо там», над «собой». Каждый раз, когда падала капля, я немного пугался, и мое эго быстро возвращалось по шее на свое обычное место. И тогда мне снова приходилось спускать его. Сначала у меня уходило много времени на то, чтобы спустить эго вниз, но постепенно стало легче. Мне удалось научиться спускать себя до самой поясницы, смещаясь в одну сторону, но дальше я продвинуться не смог.
В другой раз, когда я находился в емкости, изолированной от внешних воздействий, я решил, что если я могу сдвинуть себя к пояснице, то я, должно быть, могу совсем покинуть свое тело. Так что мне удалось «отойти в сторону». Это сложно объяснить – я двигал руками, разбрызгивал воду, и, хотя я их не видел, я знал, что они там. Но, в отличие от реальной жизни, где руки расположены с двух сторон и опущены вниз, здесь они обе были по одну сторону! Ощущение в пальцах и все остальное было таким же, как и в нормальной жизни, только мое эго сидело вне меня, «наблюдая» все это.