Во время зимней спячки сердце медведя на каждом выдохе останавливается на 15–20 сек.

В Институте арктической биологии Аляскинского университета в Фэрбенксе, США, было предпринято беспрецедентно подробное исследование зимнего сна чёрных медведей, или барибалов (Ursus americanus), сообщает BBC. Сделанные при этом открытия способны произвести революцию в медицине.

Подопытные медведи в прямом смысле сами пришли к учёным: пятеро мишек были отловлены близ человеческих поселений на Аляске, куда они забрели, видимо, в поисках пищи. Шатунов доставили в исследователький центр при университете, где для них построили искусственные «берлоги», напичканные всевозможной аппаратурой: видеокамерами, датчиками движения, измерителями пульса и температуры тела. Сытые барибалы устроились на боковую, а зоологи стали снимать показания с приборов. Результаты оказались поразительными.

Выяснилось, что скорость обмена веществ у спящих медведей снижается на ? — значительно больше, чем ранее предполагали учёные. Что интересно, такой «энергосберегающий режим» сохраняется в течение нескольких недель после пробуждения. Далее, дыхание во сне у медведей замедляется настолько, что на выдохе их сердце просто останавливается и не бьётся по 10, 15, а иногда и 20 секунд.

Подобные явления ранее наблюдались у грызунов, но до сих пор считалось, что для таких крупных животных, как медведи, это невозможно. Если секреты медвежьей спячки удастся приоткрыть и ученые научатся делать то же самое с человеческим организмом, это может привести к настоящему прорыву в космической и экстремальной медицине. «Замедлив таким образом обмен веществ у тяжело раненных людей, мы сможем выиграть время для оказания им помощи. Я думаю, здесь кроется большой потенциал», — говорит Брайан Барнс (Brian Barnes), ведущий автор исследования.

Мар 19, 2016 34503