Муравьи вида Mycocepurus smithii размножаются клонированием и являются точными копиями своей королевы

Ученые обнаружили амазонских муравьев, которые отказались от секса и живут в колониях, состоящих исключительно из самок. В отчете, опубликованном в журнале «Proceedings of the Royal Society», говорится, что эти муравьи размножаются клонированием, и все самки являются точными копиями своей королевы.

Это первый известный науке вид, который полностью перешел на неполовое размножение. К тому же, эти муравьи — садоводы. Они выращивают мхи, которыми потом питается колония.

Группа биологов под руководством Анны Химлер из Аризонского университета провела серию экспериментов, снимая «отпечатки» ДНК муравьев вида Mycocepurus smithii. В результате ученые выяснили, что все муравьи этой колонии являются клонами своей королевы. У ряда насекомых неполовое воспроизводство самцов из неоплодотворенных яиц является обычным. Однако, по словам исследователей, неполовое воспроизводство самок у муравьев встречается крайне редко.

Ученые не могут с уверенностью сказать, почему этот вид муравьев решил отказаться от полового размножения, и как давно это произошло. По словам доктора Химлер, у жизни без секса есть свои плюсы. Это снижает энергетические затраты на производство самцов и удваивает число репродуктивных самок в каждом следующем поколении. С другой стороны, соединение генетического материала при половом размножении дает будущим поколениям значительные преимущества. Генетическое разнообразие обеспечивает лучшую защиту от паразитов и болезней. Если в колонии, состоящей из клонов, паразиты одолевают одного муравья, под угрозой оказываются и все остальные. Если вы бесполы, вы долго не протянете. Впрочем, общественным насекомым особенно подходит неполовое размножение, поскольку в этом случае у королевы есть возможность контролировать пол и касту всех членов колонии.

Не только муравьи могут полностью обходиться без половых отношений. Самки рыбы-молота, обычно размножающейся путем яйцеживорождения или живорождения, в состоянии приносить потомство без секса.

Мар 19, 2016 35065