в разделе ,

Когда произошло «неизвестное» извержение вулкана?

За последние 500 лет самым морозным десятилетием были 1810-1819 годы. Аномальные холода, вымерзшие урожаи и, как следствие, голод… 1816 год вообще прозвали «Годом без лета», и, поскольку многим людям не хватало еды, «Годом нищего».

Извержение вулкана

Исследователи полагали, что в случившемся были виноваты два массивных извержения вулканов, которые закрыли Солнце сажей и дымом. Второе по счету из них – широко известное извержение вулкана Тамбора 1815 года в Индонезии, при котором погибли почти 90 000 человек. Но оно не объясняет холодные времена до 1815 года, которые навели ученых на мысль, что было еще одно извержение, произошедшее в начале десятилетия.

Извержение вулкана

Массивные извержения вулканов вызывают глобальные, иногда длящиеся много лет, похолодания из-за выброса серосодержащих газов в стратосферу – второй атмосферный слой Земли, находящийся на высоте примерно 10-50 километров. Оттуда газы уже распространяются по всему миру. Если же серный газ не достигнет стратосферы, то его воздействие на погоду останется локальным.

Извержение вулкана

В 1990-х годах ученые наконец нашли доказательство того, что случай, получивший название «неизвестного извержения», произошел в 1809 году. Он был назван так потому, что в те времена, казалось, никто его не заметил. Исследователи даже не знали точно, где и когда он произошел. Но химические маркеры на льду из Гренландии и Антарктиды явственно подтвердили факт сильного извержения, оказавшего влияние на стратосферу.

Извержение вулкана

По слоям льда в этих областях можно узнать о событиях в атмосфере Земли. В этом же случае в них обнаружилось огромное количество вулканической серной кислоты, которая соответствует 1809 и 1810 годам. Именно эта кислота в форме аэрозоля закрыла Солнце и понизила температуру Земли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Исландия: рай, который создали в аду

Извержение вулкана

«В Гренландии мы никогда не видели никаких доказательств этого извержения, которые бы соотносились со взрывом, произошедшим в Антарктиде, – сказал Марк Тименс, декан Отделения физических наук в Сан-Диего. – Но если вы посмотрите на размер следа, обнаруженного нами в глубине льда, то поймете, что оно было поистине масштабным – даже масштабнее, чем извержение горы Пинатубо на Филиппинах в 1991 году, когда погибли сотни людей и изменился климат во всем мире».

Извержение вулкана

В целом, доказательства свидетельствуют о мощном извержении вулкана в 1809 году, которое в сочетании с извержением Тамборы привело к самому холодному десятилетию за последние пять веков. Тамбора извергла в стратосферу около 100 миллионов тонн сернистого газа. Но, судя по образцам из ледников Гренландии и Антарктики, неизвестное извержение было примерно вдвое больше. Наличие серной кислоты в обеих полярных регионах свидетельствует о том, что оно, вероятно, произошло в тропиках – ведь только в этом случае ветер может разнести сажу и дым по всему свету.

Извержение вулкана

Однако исследователей озадачило явное отсутствие упоминаний неизвестного извержения в исторических отчетах. Выяснив, что оно произошло примерно до 1809 года, они начали поиск архивов этого периода. В конце концов они нашли описания данного события от ученого и врача, живших по разные стороны экватора. Ученый из Колумбии описал прозрачное облако в стратосфере, которое изменило цвет Солнца на «луноподобно-серебряный». А врач из Перу написал о свечении после заката, вызванном взвесью серной кислоты в стратосфере. Эти два свидетельства говорят о том, что неизвестное извержение произошло примерно за две недели до 4 декабря 1808 года.

Извержение вулкана

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями – сделай репост!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Зеленые вулканы Франции