Хуан Карлос Исписуа Бельмонте (Juan Carlos Izpisua Belmonte) и его коллеги нашли способ бороться с возрастными заболеваниями, а может быть, и самой старостью.

ГенетикаКлючом к борьбе со старением оказались факторы Яманаки. Эти белки (с названиями Oct4, Klf4, Sox2 и c-Myc) способны возвращать взрослые дифференцированные клетки в «младенческое» состояние плюрипотентной стволовой клетки (PSCs). PSCs могут освоить любую функцию — превратиться в клетку сердечной мышцы или, например, стать клеткой кожи. Белки Яманаки входят в группу факторов транскрипции — белков, которые управляют работой отдельных генов. Они связываются со генами (у каждого — свои факторы транскрипции, и иногда несколько) и помогают или мешают процессу переписывания генетической информации из ДНК на матричную ДНК, на основе которой впоследствии синтезируются другие протеины. Факторы Яманаки инициируют экспрессию именно тех генов, которые делают клетку плюрипотентной.

Несмотря на то, что факторы Яманаки были открыты еще в 2006 году (за это японский биолог Синья Яманака получил в 2012 году Нобелевскую премию), никто до экспериментов Бельмонте не смог доказать, что они могут обратить вспять процесс старения. Опыты с мышами показали, что введение Oct4, Klf4, Sox2 и c-Myc в клетки, в которых уже начались возрастные изменения, способно не только замедлить старение, но и обратить процесс так же, как пользователь может отменить последние действия в компьютерной программе. Метод сработал и в культуре клеток вне тела, и в живых мышах. Введенные в тело животным, белки восстанавливали поврежденную мышечную ткань и печень. Кроме того, факторы Яманаки на 30% продлили жизнь мышкам, больным прогерией — редким генетическим заболеванием, от которого страдают и люди. Больные прогерией дети очень быстро стареют и умирают от старости, не дожив до совершеннолетия. Манипуляциями с экспрессией генов занимается наука эпигенетика. Заставить ДНК работать так, как нужно ученым, иногда бывает проще, чем изменить последовательность генов, поэтому именно в эпигенетических методах многие биологи видят будущее борьбы за активное долголетие и омоложение.

Результаты исследования опубликованы в журнале Cell, кратко о нем рассказывает Scientific American

Используя новый метод, который принимает взрослые клетки обратно в их зачаточную форму, американские исследователи из Института Солка в Калифорнии, показали, что это было возможно обратным старением у мышей, что позволяет животным не только выглядеть моложе, но жить на 30 процентов дольше.

Методика включает в себя четыре стимулирующие гена, которые особенно активны во время развития в утробе матери. Кроме того, в лаборатории на клетках кожи человека было обнаружено, что они работают, чтобы повернуть время вспять, заставляя их выглядеть и вести себя моложе. Ученые надеются, что в конечном итоге создав препарат, который может имитировать эффект обнаруженных генов, которые могут быть приняты, чтобы замедлить и даже обратить вспять процесс старения. Они говорят, что это займет около 10 лет, чтобы добраться до испытаний на людях.

В будущем люди смогут принять таблетку, которая превращает их клетки обратно в гораздо более молодые, устраняя необходимость в косметической хирургии.
“В других исследованиях ученые полностью перепрограммировали клеткам весь путь обратно к стволовым” говорит соавтор и первый автор Прадип Редди, а также научный сотрудник Солка.
“Но мы показываем, впервые, что выражают эти факторы связанные с возрастными признаками, в течение короткого времени вы можете сохранить идентичность клеток во время старения, ”
Прорыв может также помочь людям оставаться здоровыми дольше. Старение населения означает, что риск развития возрастных заболеваний, таких как слабоумие, рак и болезни сердца также повышается. Но если тело может дольше оставаться моложе, то это может предотвратить многие смертельные болезни в течение многих десятилетий.

Мар 19, 2016 35118