Ранее мы уже писали об активной работе китайских инженеров над гиперзвуковым самолетом I-Plane. Несмотря на название, компания Apple не имеет никакого отношения к разработке. В феврале 2018 года Китай заявил о проведенных испытаниях новейшего сверхзвукового пассажирского самолета. В первом полете уменьшенная копия новинки развила невиданную для гражданских самолетов скорость 8598 км/ч.
Разработка строго засекречена, поэтому в открытом доступе отсутствуют «живые» фотографии новинки.
Несмотря на то, что кроме Китая, ни одно государство в мире на данный момент не ведет активную разработку сверхзвуковых самолетов для гражданской авиации, ранее сверхзвуковые самолеты уже использовались для перевозки пассажиров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Гиперзвуковой самолет доставит пассажиров из Пекина в Нью-Йорк за 2 часа
Ту-144
Созданный в конструкторском бюро Туполева в 60-е годы XX века лайнер Ту-144 совершил первый полет в 1968 году. Всего построены 16 машин, две из которых потеряны в испытательных и демонстрационных полетах.
Конкорд
Этот сверхзвуковой пассажирский лайнер разработан совместно конструкторскими бюро Великобритании и Франции, первый полет состоялся через год после Ту-144, в 1969 году. Несмотря на внешнее сходство, самолеты принципиально различаются в органах управления, силовых установках и авионике.
С 1969 по 2003 годы был потерян один самолет. 25 июля 2000 Конкорд при вылете из аэропорта Шарль-де-Голль с 100 пассажирами на борту и 9 членами экипажа упал на гостиницу в пригороде Парижа. Погибли 119 человек на борту и 4 человека на земле. На текущий момент это первая и единственная катастрофа сверхзвукового самолета на регулярных пассажирских перевозках.
Сверхзвуковая гражданская авиация, помимо очевидных преимуществ в виде скоростного перемещения на дальние расстояния, имеет целый ряд недостатков. Как Ту-144, так и Конкорд имели существенные ограничения в эксплуатации. Так, Ту-144 запрещалось использовать для полетов в ночное время. Запрещались взлет с мокрой ВПП и полеты в условиях обледенения. Схожие ограничения имел и Конкорд.
Следующая проблема — неумеренные аппетиты сверзвуковых лайнеров. Рост цен на топливо в 2003 году вынудил обоих эксплуатантов Конкорда — British Airways и Air France прекратить эксплуатацию своих флагманов. Полеты Ту-144 прекратились еще раньше, в 1999 году.
Однако прогресс неизбежен, поэтому рано или поздно гражданская авиация перейдет на эксплуатацию сверхзвуковых самолетов, как когда-то новые реактивные лайнеры вытеснили машины с винтовыми двигателями. Разработчикам новых самолетов предстоит решить целый ряд проблем, среди которых повышение надежности всех систем лайнера, преодоление эксплуатационных и экологических ограничений, а также повышение требований к пилотам.