Ученые изучили первые образцы с озера Восток

В этом году российская команда инженеров и исследователей пробурила скважину в озеро Восток. Это жидкое водное озеро покрыто толстым слоем арктического льда и находилось в изоляции от окружающей биосферы на протяжении 15 миллионов лет. Ученые исследовали образцы воды на наличие жизни – микробов, на основе которых можно получить представление о том, какого рода создания ожидают нас на ледяных спутниках в нашей солнечной системе, к примеру, на спутнике Сатурна Европе. На этой неделе был проведен первый анализ образцов воды из этого озера, который не выявил признаков микробной жизни в озере Восток.

Ученые насчитали менее 10 микроорганизмов на миллилитр, что примерно соответствует чистой комнате. И три из четырех обнаруженных филотипов соответствуют ожидаемой примеси занесенной при бурении, а четвертый остается неизвестным, но также, скорее всего, был занесен вместе со смазочными материалами.

Ученые надеются получить чистые образцы из замерзшего льда, образовавшегося в буровой скважине после остановки борения. Это станет возможным только в мае 2013 года. Даже если верхний слой озера окажется пустым, ученые не теряют надежды на обнаружение микроорганизмов в более глубоких слоях, или в образцах осадка со дна озера.

Такой результат стал крупным разочарованием для тех, кто надеялся, что Восток послужит примером триумфа жизни перед лицом суровых условий окружающей среды, в этом изолированном и суровом месте. Еще больше разочарованы те, кто надеялся, что обнаружение признаков жизни послужит сигналом для космических агентств к началу поиска жизни в сходных условиях, которые существуют в нашей солнечной системе, и приведет к инвестициям в космическую отрасль. Ведь никто не хочет тратить миллиарды долларов на отправку робота, который пробурит скважину на ледяном спутнике и не обнаружит ничего кроме холодной воды.

Но надежда на обнаружение жизни в озере Восток все еще не угасает. Ведь образцы взяты из поверхностных слоёв воды, и существует вероятность обнаружения микроорганизмов в более глубоких слоях.

Мар 19, 2016 35477