в разделе

Начало борьбы за остров Саламин

Греки, жившие в Ионии на западном побережье Азии (современная Турция), были персидскими подданными с середины VI века до нашей эры, с тех пор, как Кир Великий отодвинул западные границы своей новой империи к восточным берегам Эгейского моря. Они процветали и были источником культурного и интеллектуального развития, которое должно было повлиять на Золотой век V века материковой Греции, и Афин в частности.

Персидское правление позволяло подданным сохранять свою местную религиозную практику и свои политические, правовые и правительственные институты. Однако обязательства перед их конечным хозяином, великим королем, в виде дани и призыва на военную службу, а также, часто, навязывание самодержавного правления, имели потенциал для принятия статуса, который их западные родственники, недавно открывшие для себя демократию, эмоционально охарактеризовали бы как рабство.

Греки называли персов «варварами». В общем, это не было использовано уничижительно. Это слово применялось ко всем, кто не был греком. Персы и несколько других рас, принадлежавших к их империи, были чужеземцами. Но они не считались дикарями. Они были жесткими и прямыми, хорошими бойцами и охотниками, всадниками и лучниками, которых воспитывали, чтобы преуспеть в этих вещах и всегда говорить правду. Занимались сельским хозяйством и любили деревья, сады и реки. Они были естественными руководителями и администраторами и имели отличные системы связи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Упадок греческих государств в V веке до нашей эры

Огромная роскошь, которую греки считали мягкостью и избытком, нравилась лишь очень маленькой привилегированной элите. Религия персов, зороастризм, была более высокоразвитой, чем греки, и влияла на развитие других религий в ближайшем будущем. По меркам того времени, они были в целом справедливыми и терпимыми правителями, даже либеральными, до тех пор, пока абсолютная власть Великого Царя, осуществляемая непосредственно через его представителей, была однозначно приемлемой. Персидское правление было принято многими греками как наименее страшное, и из сотен городов, составлявших Элладу, в итоге только около тридцати активно сопротивлялись великому нашествию персов в 480 и 479 годах до н.э. Романтическое видение целой греческой нации, героически выступающей за свободу, является мифическим.

Тирания, монархическое правление, установленное неконституционными средствами, была широко распространена в греческом мире VI века. Города-государства (полисы) могли довольствоваться и процветать под тиранией, как это делали Афины Писистрате с 546 года до н.э. и при его сыне Гиппие, в начале его правления, с 527 года до н.э. Но были и злые тираны, которые злоупотребляли своей властью. Тираническое правление, поддерживаемое внешней силой, особенно если эта власть идет прямо с возвышающегося трона на сотни километров, является двойным противоречием формирующихся демократических концепций свободы, самоуправления без внешних ограничений и автономии, ответственности государства за принятие и осуществление своих собственных законов.

Ионические греки обратились к спартанцам за военной помощью против персов в 546 году до нашей эры, когда они начали восстание в Лидии, царстве Креза. Спартанцы отказались от практической помощи, но, имея довольно раздутое представление о своем глобальном влиянии, послали посла предупредить персидского царя Кира не навредить ни одному греческому городу. Он был не впечатлен, спрашивая, кто эти люди, и угрожая дать им повод беспокоиться о своих собственных владениях.

Четыре десятилетия спустя Афины имели столь же неблагоприятную встречу с властью персидского императора. Афиняне решили заключить союз с восточной сверхдержавой, чтобы противостоять поддерживаемой спартанцами угрозе свергнуть их недавнюю демократическую революцию и восстановить Гиппия. Артаферн, сатрап Лидии, ответственный за западную имперскую провинцию, включавшую Ионию, любезно принял Афинское посольство и, подобно Киру со спартанцами, спросил, кто они и откуда пришли. Но, согласился, что Персия была бы их союзником при условии, что они «дали землю и воду» Дарию, преемнику Кира. Послы согласились, не воспринимая этот инопланетный ритуал всерьез, или, возможно, лично не зная, что для персов он символизировал не союзный договор, а подчинение.

В 504 году до нашей эры спартанцы предприняли еще одну попытку смены режима в Афинах. Они вернули Гиппия и попытались создать Пелопоннесский союз, чтобы сократить мощь Афин. Однако против этого плана «отнять у граждан право на участие в управлении и вернуть тиранию» было яростно встречено многими городами во главе с Коринфом – другой крупной державой – и спартанцам пришлось отказаться от этого.

Понравилась статья? Сделайте репост, чтобы поделиться ею с друзьями!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Гунны – кочевой народ из Азии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разочарования Нового года

Разочарования Нового года

Рейтинг писателей по доходу

Писатели – лидеры по уровню дохода в рейтинге Forbes